Вместе, а не вместо

Взрослые любят говорить о несамостоятельности современных детей. Вспоминают своё детство, когда в 7-8 лет могли уже и в магазин сходить, и с младшими посидеть, и уроки сделать, и борщ на всю семью наварить. Часто это правда.

Ещё одна правда в том, что в то время у детей не было выбора — брать на себя эти обязанности или нет. Сейчас выбор есть, хотя по-прежнему не у всех и не всегда.


И вот что получается. Самостоятельный с раннего детства взрослый: с одной стороны, хочет того же для своих детей, а с другой стороны, пытается помогать ребенку с любыми трудностями. Дать поддержку, которой самому когда-то не хватило.


Взрослый подсказывает: как завязать шнурки, куда приклеить ракушку на открытке, как прыгнуть через резинку, что ответить мальчику, обзывающему на площадке. Здорово отзываться на запросы детей о помощи. Но остановиться бывает трудно. Взрослый подсказывает и подсказывает без всякого запроса. Комментирует каждое действие, суфлирует каждый диалог ребёнка со сверстниками, не дожидаясь просьбы о помощи.


Дети не успевают осознать, посильная ли перед ними задача, а им уже и инструкцию протараторили, и половину поделки за них склеили.


Мы хотим научить их справляться, но единственное, чему они так учатся — выполнять чужие инструкции и чувствовать себя беспомощными.

Потому что нет пространства для эксперимента и для своего собственного познания мира. Оказывается, нужно всё делать на пятёрочку, ведь другой результат мир от тебя не ждёт. Но на пятёрочку получается только с мамой, с папой или с другими взрослыми. А они продолжают подсказывать, раздражаться и приговаривать: «какой же ты у меня несамостоятельный, вот я в твои годы...».


Фото: Лиза Хабарова




Читайте избранные истории:
Презентация фонда:
Our presentation in English:

Контакты

Санкт-Петербург, Россия

191187, ул. Чайковского, 1, литера А, пом. 11Н
(812) 275-81-65, 
+7 921 746 42 75

  • Значок приложения Facebook
  • Vkontakte Social Icon
  • Значок приложения Google +
  • Значок приложения Instagram